Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы

Начальник Уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области     

Щёголева Екатерина Александровна

Заместитель начальника 

Игнатченко Карина Андреевна



                                        Сведения о задачах и функциях уголовно-исполнительных инспекций 

Основная задача уголовно-исполнительных инспекций – это исполнение наказаний альтернативных лишению свободы.

Основные задачи и функции уголовно-исполнительных инспекций определены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» от 16 июня 1997 г. N 729 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.02.1999 N 199, от 28.03.2010 N 190). 

 В соответствии с постановлением Правительства, основными задачами инспекций являются исполнение наказаний в виде

- исправительных работ (ст. 50 УК РФ);
- обязательных работ (ст. 49 УК РФ);
- ограничения свободы (ст. 53 УК РФ);
- запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ);
а также осуществление контроля за:
- осужденными условно с испытательным сроком (ст. 73 УК РФ);
- осужденными беременными женщинами, а также осужденными, имеющими несовершеннолетних детей, отбывание наказания которым отсрочено (ст. 82 УК РФ);
- осужденными, признанными больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено (ст. 82.1 УК РФ);
- подозреваемыми и (или) обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ).


Историческая справка

История современных уголовно-исполнительных инспекций началась с введения в практику наказания в виде принудительных работ в 1917 году. Осужденные к принудительным работам проживали дома, утром им выдавались наряды на различные хозяйственные объекты. Контроль за отбыванием принудительных работ возлагался на трудовые коллективы, сотрудников НКВД или представителей общественности. 

Все более частое применение данного наказания в судебной практике привело к необходимости создания специального органа, ведающего его организацией. Поэтому в 1919 году создано Бюро принудительных работ при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 

Начиная с 30-х годов прошлого века органы, исполняющие наказания без изоляции от общества, входили в систему МВД СССР. В 1999 году УИИ были переданы из МВД России в УИС Минюста России. 

В 1977 году в связи с созданием в структуре МВД СССР 5-го Главного управления в его состав вошел отдел по инспекциям исправительных работ. Персонал инспекций исправительных работ, ранее состоявший из вольнонаемных сотрудников, был переведен в разряд начальствующего состава с присвоением специальных званий милиции. На них были возложены функции по исполнению наказания в виде исправительных работ, а также по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освободившимся из мест лишения свободы и снятым с учета спецкомендатур. 

С 1983 года на инспекции исправительных работ были возложены дополнительные функции по контролю за поведением условно осужденных с испытательным сроком и осужденных с применением отсрочки исполнения приговора, а также по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации данные подразделения с 1 января 1997 г. переименованы в уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), которые в 1999 году были переданы из МВД России в УИС Минюста России. За прошедший с этого времени период осуществлена определенная работа по их реформированию. Решены вопросы организационно-правового статуса и финансирования инспекций. Согласно Федеральному закону от 9.03.2001 г. № 25 они являются учреждениями УИС Минюста России. 

Уголовно-исполнительная система Калининградской области формировалась уже после 1945 года. Отделение исправительных работ и ресоциализации Службы исправительных дел и социальной реабилитации УВД по Калининградской области до 1995 года возглавляла Любовь Николаевна Сухих, а с 1995 года ее сменил на этом посту Олег Борисович Кураш. 

В 2005 году УИН МЮ РФ преобразовано в УФСИН России по Калининградской области, в структуре УИИ выделено 5 государственных учреждений «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Калининградской области», в последствии В ноябре 2011 г. образовано Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительные инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области», включающее 22 филиала. На сегодняшний день функционируют 10 межмуниципальных филиалов: Балтийский, Гвардейский, Гурьевский, Гусевский, Зеленоградский, Советский, по Ленинградскому, Московскому районам г. Калининграда, по Черняховскому городскому округу и отделение по исполнению наказаний, курирующее Центральный район г. Калининграда.    

Виды наказаний, альтернативных лишению свободы

1. Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличие от обязательных, назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и оплачиваются. Объекты для их отбывания определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Смысл наказания состоит в том, что из заработка осужденного производятся удержания в доход государства – от 5 до 20 процентов в соответствии с приговором суда. 

2. Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) - суть наказания заключается в выполнении осужденными в свободное от основной работы или учебы время общественно полезных работ, вид и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Осужденный должен отработать от 60 до 240 часов по 2 – 4 часа в день на простых, неквалифицированных работах, которые не требуют какой-либо специальной подготовки, а именно: уборка улиц, придорожных полос, очистка городских парков, побелка фасадов зданий и т.п. Обязательные работы являются бесплатными как для осужденных, так и для работодателей. 

3. Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ), Содержание данного наказания составляет комплекс достаточно серьезных правоограничений: ограничение свободы перемещения, посещения определенных мест и использования определенных форм досуга, выбора места работы или учебы, запрет покидать место жительства в определенное время суток, а также в выходные и праздничные дни, постоянное нахождение под надзором и др. Надзор за данной категорией осужденных обеспечивается с помощью применения электронных средств контроля (электронных браслетов). 

4. Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) устанавливается на срок от 1 до 5 лет в качестве основного вида наказания и от 6 месяцев до 3 лет – в качестве дополнительного к обязательным или исправительным работам, а также к лишению свободы, в том числе при условном осуждении. 

5. Контроль за осужденными условно с испытательным сроком (ст. 73 УК РФ) заключается в освобождении от отбывания реального наказания на срок от 6 месяцев до 5 лет, за это время осужденный должен своим поведением оправдать оказанное ему доверие. УИИ контролирует поведение осужденного. Если в течение испытательного срока условно осужденный продолжает совершать противоправные деяния и ведет асоциальный образ жизни, суд по представлению инспекции вправе отменить ему условное осуждение и направить его для отбывания реального наказания. 

6. Контроль за осужденными беременными женщинами, а также осужденными, имеющими несовершеннолетних детей, отбывание наказания которым отсрочено (ст. 82 УК РФ) предусмотрен в целях создания более благоприятных условий для рождения и воспитания детей.  

Система электронного мониторинга (СЭМПЛ)   

Для обеспечения дистанционного надзора за осужденными и контроля выполнения предписанных им ограничений путем индивидуальной идентификации и контроля местонахождения в установленных местах, в том числе по сигналам ГЛОНАСС, используются средства персонального надзора и контроля и технические средства и устройства региональных информационных центров, совокупность которых составляет систему электронного мониторинга подконтрольных лиц. 

Целью функционирования данной системы является обеспечение надзора за осужденными путем сбора, накопления, обработки, хранения и предоставления УИИ информации о выполнении подконтрольными лицами предписанных им ограничений и контроля их местонахождения. 


На сегодня уголовно-исполнительные инспекции Калинининградской области оснащены следующими техническими средствами:

- стационарное контрольное устройство – электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях; 

- мобильное контрольное устройство – электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного вне мест, оборудованных СКУ, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS (далее – сигнал ГЛОНАСС); 

- браслет электронный – электронное устройство, надеваемое на осужденного с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса; 

- сервер мониторинга – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения работы системы дистанционной идентификации, получения, обработки, хранения и передачи информации;
стационарный пульт мониторинга – компьютер, предназначенный для обработки и отображения информации о выполнении осужденным предписанных ограничений. 

Элементами системы электронного мониторинга за осужденными с ограничениями: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия УИИ являются стационарное контрольное устройство или мобильное контрольное устройство с электронным браслетом. 

Сведения о нарушениях, полученные при помощи системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, предназначены для использования сотрудниками УИИ при применении в установленном порядке мер взыскания и направления в суд представлений для принятия решения о дальнейшем порядке отбывания наказания.

Правовые основы организации надзора с применением технических средств      

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы организации надзора с применением электронных средств, являются: 

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статья 60) наделяет УИИ правом использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных; 

Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 (подпункт «л» пункта 8) закрепляет право УИИ в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными; 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»; 

Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденная приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258  

Часто задаваемые вопросы об отбывании наказания, не связанного с изоляцией от общества, несовершеннолетними осужденными

Какие меры воздействия возможны в отношении несовершеннолетнего условно осужденного, уклоняющегося от исполнения обязанностей установленных приговором суда, а также при совершении им нарушений общественного порядка?

Статьей 74 УК РФ предусмотрено, что если условно осужденный уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонился от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, или совершил нарушение общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может продлить испытательный срок, но не более чем на один год.

Если условно осужденный в течение продленного испытательного срока в связи с его уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, систематически уклоняется от возмещения указанного вреда, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, также может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, суд по представлению органа, указанного в части первой настоящей статьи, может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

В каком порядке и при каких условиях возможно досрочное снятие судимости в случае правопослушного поведения в период испытательного срока?

В соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости. При этом условное суждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении, от 4 ноября 2004 г. № 342-о положения части первой статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации, не препятствуют условно осужденному обращаться в суд с ходатайством об отмене условного осуждения и снятии судимости и предполагают обязанность суда рассмотреть это ходатайство по существу, независимо от наличия представления органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, по данному вопросу.

С какого момента исчисляется испытательный срок, установленный судом при назначении условного осуждения?

В соответствии с частью 3 статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.


Дата последнего обновления: 24.05.2022 19:08

архив новостей

« Октябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
  2019 2018 2017  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия